рус
eng
Окружной Центр национальных культур
8 (34922) 4-40-48

Приемная

8 (34922) 4-58-98

Касса

Адрес: г. Салехард, ул. Республики, д. 74

карта сайта

Фольклор


Ненецкие загадки

Ненецкая культура

Си”ив хасава сарпякодо’ лата. (Ик бэсо’).
У семи ненцев широкая дорога. (Шейные позвонки-отростки).

Тар” седа’ ниня сиив си.
На сопке, покрытой шерстью, семь дыр. (Голова).





Тет-Тэтамбой (Четверо Тэтамбоев)

Ненецкая культура

Младший-Тэтамбой решил проехаться, так как у него разболелась голова от долгого сидения дома. Старший брат сказал ему, что сегодня нужно запрячь четырёх оленей, родившихся после массового отела,





Тадибя-Хасава (Шаман-человек)

Ненецкая культура

Стоит одинокий чум. На одной его половине живет Тадибя-хасава с сестрой, на другой - его брат с женой. Тадибя-хасава все время спит. Он ни разу еще из чума не выходил.





Легенда о светопреставлении

Ненецкая культура

Было время, когда Нум Нися и Нум Небя сделали сыновей: русского, ханта и ненца. Те сначала жили дружно, потом разругались.





Сиив пебяс’ нябако (Старшая сестра семерых братьев)

Ненецкая культура

Ңобңгуна сиив пебяс илевы. Ңоб” нябакоду’ таневы.
Илеванту’ сер’ нюдя няду’ нябакохонта ма:
- Нябаков, ченьчентами сэд”!

Однажды жило семеро братьев. У них была одна старшая сестра. Как-то младший брат сказал старшей сестре:
- Сестра, сшей мне колчан!





Легенда о девушке рода Ядне

Ненецкая культура

По одной из легенд, когда-то великий шаман рода Ядне поведал о том, что хозяин Бэв" седе" э (Сопки голов – сын Неба) захотел жениться на самой красивой девушке из рода Ядне.





Сказание сибирских тундровых юраков (ненцев) о Быке северной страны и его местожительстве

Ненецкая культура

Когда-то жил белокурый самоед со своей женой. Однажды он сказал ей: «Поеду на море ловить рыбу». Жена сказала: «Почему ты хочешь идти один, давай пойдем вместе».





Я”авлада не (Смелая женщина)

Ненецкая культура

Эпическая песня была записана в 1994 году
журналистом окружного радио Ириной Ханзеровой
со слов Феклы Ильиничны Варницыной,
80-летней жительницы поселка Индига,
Ненецкого автономного округа





«Гагара», миф о сотворении мира

«Гагара», миф о сотворении мира

Легенды. Мифы. Сказания. Притчи.

Жил когда-то Нум на небе со своим братом Нга. Тогда еще не было ни земли, ни гор, ни людей. Каждый из них занимался своим делом. Все у них было. Вот только Нуму стало скучно.





Ненецкая притча о птицах

Легенды. Мифы. Сказания. Притчи.

Птицы в фольклоре ненцев

Притча о птицах

Жил некогда в тундре один богатый старик. И было у него три сына. Оленей у них было не пересчитать. Старик с сыновьями зимой и летом кочевали по тундре.





Ох мунгхалтаты вер (Посвящение ребенка духам)

Обряды. Обычаи

Этот обряд проводит шаман. Духам родители посвящали обычно единственного ребенка, часто болевшего, или ребенка из семьи, где дети часто умирали. 





Мойнэ тал (обряд гостевания молодой жены в доме родителей)

Обряды. Обычаи

Через год за невестой  приезжают родители и родственники и увозят ее домой погостить. По случаю приезда дорогих гостей устраивается пир. Обязательно проводится жертвоприношение.





Курнат поры (Дары домашним духам)

Обряды. Обычаи

Свадебный аргиш с невестой прибыл в дом жениха. В первое утро в доме мужа проводился обряд курнат поры (дары домашним духам). Обряд посвящался домашним духам мул таха лунгхат (они хранятся  в священном переднем углу), Старику подземного мира Кур илпи ики (находится в женском углу), Хозяйке огня  Намн лэты нэнга.





Ухал вангкарты вер (Удерживание нарты)

Обряды. Обычаи

Ухал вангкарты вер

Удерживание нарты

Родственники невесты из фратрии Монщ ёх совершали обряд Ухал вангкарты (Удерживание нарты). Они догоняли свадебный поезд с целью зацепить деревянным крюком нарты с невестой и остановить их. 

Молодой сильный мужчина со стороны невесты крюком из сырой березы тянул нарты назад. Сани с невестой останавливались и затем медленно двигались в обратную сторону. Рукоятка этого крюка была обмотана большим красивым головным платком. В это время провожающие обступали отъезжающих. Из дома также выносили чашу с продуктами и спиртное. Угощение ставилось около дороги, говорилось, чтобы дорога к дому жениха была ровной и гладкой. Остановившему нарты полагалось подарить оленя или одарить его деньгами.





Акань хухалтыты вер (Выкуп за куклу)

Обряды. Обычаи

Акань хухалтыты вер

Выкуп за куклу

При выезде свадебного «поезда» невесты, которая относится к фратрии  Пор ёх, совершался  обряд под названием «Бег с куклой» (Акань хухалтыты). Куклу – акань брали у девочки с ее разрешения.

Когда все обряды с выводом невесты из дома заканчивались, и свадебный поезд трогался в путь, через какое-то время следом за ним выезжал на оленях или снегоходе родственник невесты, то есть Пор ху, и вслед отъезжающим кричал: «Аканян ёрэмасты, аканян ёрэмасты!» (Куклу забыли! Куклу забыли!). Свадебный аргиш останавливался. Догоняющий подходил  к самому почетному гостю-родственнику со стороны жениха и начинал вести переговоры о выкупе за куклу. Родственник со стороны невесты требовал плату: деньги, оленей или другие материальные ценности.





Нэ поры елпи верат (Досвадебный обряд)

Обряды. Обычаи

Свадебные обряды сынских ханты

Нэ поры елпи верат

Досвадебный обряд

У народа ханты два традиционных способа получения жены: хонтоптыман (уводом) и уртыман (по сватовству). Сватовство – это обряд предложения брака. Свадьба считалась настолько обязательной, что даже в случаях брака уводом исполнялись традиционные обряды. Благополучие вступивших в брак зависело от того, насколько полно и правильно совершались свадебные обряды.





Ас тай ики поякты вер (Обряд поклонения Хозяину Оби – Ас тай ики)

Обряды. Обычаи

Ас тай ики поякты вер

Обряд поклонения Хозяину Оби – Ас тай ики

Вариант 1

Когда рыбаки после долгой зимы спускают лодки на первую рыбалку, то они проводят обряд поклонения Духу Оби – Ас тай ики. 

Во-первых, надо обязательно умыться речной водой в знак духовного единения с духом Оби, в знак его почтения. Затем участники обряда спускают в воду белую или синюю ткань, в уголки которой привязывают монеты, и просят у Духа Оби больше улова, и чтобы он не забрал их жизни. Первую пойманную рыбу рыбаки приносят в дар Духу воды. Отваривают рыбу, уху сливают в воду и опять просят большие уловы и удачу на рыбалке.





Йингк–урт – эви пойкты вер (обряд поклонения Богине воды)

Обряды. Обычаи

В отношении к воде ханты очень осторожны, хотя они превосходно знают «повадки» каждого водоема и в совершенстве владеют навыками передвижения на лодке. В традиционных верованиях  вода  воспринимается как живая твердь (спина).  На Казыме существует такой обряд: рыбаки,  впервые по весне садясь в лодку, смачивают голову водой и произносят такие слова: «Йингк –урт – Эви! Нанг шаншена ма щи омассом!» (Воды Дух-дева, на твою спину я сел) (Т.А.Молданов, Казым, 1989 г.). Этими действиями выражается единение с водой  и поклон ей через омовение головы. 





Няврэм сэма питты вер (обряд рождения ребенка)

Обряды. Обычаи

Появление ребенка в хантыйской семье – это большой праздник. Все члены семьи и  рода ждут появление нового человека. Роды у женщин ханты проходят в специально построенном для этого домике или чуме – ай хот.





Лунгх Автан йирасты вер (жертвоприношение на Ангальском мысу)

Лунгх Автан йирасты вер (жертвоприношение на Ангальском мысу)

Обряды. Обычаи

Лунгх авт (Мыс деревянных идолов) –  одно из главных священных мест северных народов.  Это место знакомо людям как Ангальский Мыс. С давних пор сюда съезжались северные народы, чтобы пообщаться с божествами и совершить обряд жертвоприношения главному богу северных народов – Нум Турому. 






Страницы: 1 2 3 4 5 6 След.



http://invest.yanao.ru http://www.pgu-yamal.ru/ https://www.gosuslugi.ru/pgu/ http://finnougoria.ru/ http://mvk.yanao.ru/ http://кдц.янао.рф/ https://nb.yanao.ru/ https://depcul.yanao.ru/ http://культура.рф/ http://odr.yanao.ru/