рус
eng
Окружной Центр национальных культур
8 (34922) 4-40-48

Приемная

8 (34922) 4-58-98

Касса

Адрес: г. Салехард, ул. Республики, д. 74

карта сайта

Культура ханты

Ох мунгхалтаты вер (Посвящение ребенка духам)

Обряды. Обычаи

Этот обряд проводит шаман. Духам родители посвящали обычно единственного ребенка, часто болевшего, или ребенка из семьи, где дети часто умирали. 





Мойнэ тал (обряд гостевания молодой жены в доме родителей)

Обряды. Обычаи

Через год за невестой  приезжают родители и родственники и увозят ее домой погостить. По случаю приезда дорогих гостей устраивается пир. Обязательно проводится жертвоприношение.





Курнат поры (Дары домашним духам)

Обряды. Обычаи

Свадебный аргиш с невестой прибыл в дом жениха. В первое утро в доме мужа проводился обряд курнат поры (дары домашним духам). Обряд посвящался домашним духам мул таха лунгхат (они хранятся  в священном переднем углу), Старику подземного мира Кур илпи ики (находится в женском углу), Хозяйке огня  Намн лэты нэнга.





Ухал вангкарты вер (Удерживание нарты)

Обряды. Обычаи

Ухал вангкарты вер

Удерживание нарты

Родственники невесты из фратрии Монщ ёх совершали обряд Ухал вангкарты (Удерживание нарты). Они догоняли свадебный поезд с целью зацепить деревянным крюком нарты с невестой и остановить их. 

Молодой сильный мужчина со стороны невесты крюком из сырой березы тянул нарты назад. Сани с невестой останавливались и затем медленно двигались в обратную сторону. Рукоятка этого крюка была обмотана большим красивым головным платком. В это время провожающие обступали отъезжающих. Из дома также выносили чашу с продуктами и спиртное. Угощение ставилось около дороги, говорилось, чтобы дорога к дому жениха была ровной и гладкой. Остановившему нарты полагалось подарить оленя или одарить его деньгами.





Акань хухалтыты вер (Выкуп за куклу)

Обряды. Обычаи

Акань хухалтыты вер

Выкуп за куклу

При выезде свадебного «поезда» невесты, которая относится к фратрии  Пор ёх, совершался  обряд под названием «Бег с куклой» (Акань хухалтыты). Куклу – акань брали у девочки с ее разрешения.

Когда все обряды с выводом невесты из дома заканчивались, и свадебный поезд трогался в путь, через какое-то время следом за ним выезжал на оленях или снегоходе родственник невесты, то есть Пор ху, и вслед отъезжающим кричал: «Аканян ёрэмасты, аканян ёрэмасты!» (Куклу забыли! Куклу забыли!). Свадебный аргиш останавливался. Догоняющий подходил  к самому почетному гостю-родственнику со стороны жениха и начинал вести переговоры о выкупе за куклу. Родственник со стороны невесты требовал плату: деньги, оленей или другие материальные ценности.





Нэ поры елпи верат (Досвадебный обряд)

Обряды. Обычаи

Свадебные обряды сынских ханты

Нэ поры елпи верат

Досвадебный обряд

У народа ханты два традиционных способа получения жены: хонтоптыман (уводом) и уртыман (по сватовству). Сватовство – это обряд предложения брака. Свадьба считалась настолько обязательной, что даже в случаях брака уводом исполнялись традиционные обряды. Благополучие вступивших в брак зависело от того, насколько полно и правильно совершались свадебные обряды.





Ас тай ики поякты вер (Обряд поклонения Хозяину Оби – Ас тай ики)

Обряды. Обычаи

Ас тай ики поякты вер

Обряд поклонения Хозяину Оби – Ас тай ики

Вариант 1

Когда рыбаки после долгой зимы спускают лодки на первую рыбалку, то они проводят обряд поклонения Духу Оби – Ас тай ики. 

Во-первых, надо обязательно умыться речной водой в знак духовного единения с духом Оби, в знак его почтения. Затем участники обряда спускают в воду белую или синюю ткань, в уголки которой привязывают монеты, и просят у Духа Оби больше улова, и чтобы он не забрал их жизни. Первую пойманную рыбу рыбаки приносят в дар Духу воды. Отваривают рыбу, уху сливают в воду и опять просят большие уловы и удачу на рыбалке.





Йингк–урт – эви пойкты вер (обряд поклонения Богине воды)

Обряды. Обычаи

В отношении к воде ханты очень осторожны, хотя они превосходно знают «повадки» каждого водоема и в совершенстве владеют навыками передвижения на лодке. В традиционных верованиях  вода  воспринимается как живая твердь (спина).  На Казыме существует такой обряд: рыбаки,  впервые по весне садясь в лодку, смачивают голову водой и произносят такие слова: «Йингк –урт – Эви! Нанг шаншена ма щи омассом!» (Воды Дух-дева, на твою спину я сел) (Т.А.Молданов, Казым, 1989 г.). Этими действиями выражается единение с водой  и поклон ей через омовение головы. 





Няврэм сэма питты вер (обряд рождения ребенка)

Обряды. Обычаи

Появление ребенка в хантыйской семье – это большой праздник. Все члены семьи и  рода ждут появление нового человека. Роды у женщин ханты проходят в специально построенном для этого домике или чуме – ай хот.





Лунгх Автан йирасты вер (жертвоприношение на Ангальском мысу)

Лунгх Автан йирасты вер (жертвоприношение на Ангальском мысу)

Обряды. Обычаи

Лунгх авт (Мыс деревянных идолов) –  одно из главных священных мест северных народов.  Это место знакомо людям как Ангальский Мыс. С давних пор сюда съезжались северные народы, чтобы пообщаться с божествами и совершить обряд жертвоприношения главному богу северных народов – Нум Турому. 





Вурщак хатл (День трясогуски)

Праздники

Среди птиц ханты очень почитают трясогузку. Они считают, что трясогузка приносит счастье. Так ее и называют: «йис туты вой» (душу несущая птица).





Ворнга хатл (Вороний день)

Праздники

Праздник народа ханты Ворнга хатл (Вороний день) зародился еще в доисторические времена. 

Ханты очень радуются прилету вороны.  Она у народа ханты является вестницей весны, которая на своих крыльях «приносит» на Север тепло и солнце и начинает новый сезон. 





Лунг кутоп хатл (праздник середины лета)

Праздники

Информант:

Лонгортова Надежда Егоровна,

с.Овгорт Шурышкарского района.

Праздник середины лета отмечается 2 августа. Он является одним из значимых праздников народа ханты – «Илта мув икия поры верты щир» (Приношение Нижней земли старику). В этот день люди поклоняются Подземному Духу – Нижней земли старику. С этого праздника начинается переход жизни на темную сторону, идет отсчет угасания солнца. 





Мойпар як (Медвежий праздник)

Праздники

Медвежий праздник является одним из самых ярких показателей самобытности культуры народа ханты. «Мойпар як» переводится на русский язык как «Медвежьи пляски», «Медвежьи игрища»,  «Медвежий праздник». Смысл проведения праздника состоит в стремлении примирить медведя и убивших его людей и вернуть его к жизни. В фольклоре и верованиях народа ханты отражены представления о небесном происхождении медведя.





Старик Сто налимов - много налимов

Сказки

Живет старик Сто налимов-много налимов с женой Порнэ. У старика Сто налимов-много налимов дочь есть, с Порнэ у них тоже общая дочь от брака есть. 





Унт лух нэ (Лесная богиня), I вариант

Считалки. Былички. Потешки

Йимолтыйн йи ими сонтомас вощты манты. Йи имел па вонгхсаллы, щитал ант кашащас манты.

В одно время одна женщина собралась идти по ягоды. Вторую женщину тоже позвала, та не захотела.





Унт лух нэ (Лесная богиня), II вариант

Считалки. Былички. Потешки

Катра хоятат щиты потартлат. Тэккуртан йи ими унтан ушмал. Каматса хатал унт хуват щи шушмал.

Старые люди рассказывали, что в поселке Теги потерялась женщина. Много дней она плутала по лесу.





Хоты Ас Тай Ики тыйс? (Как появился Бог Оби Ас Тай Ики)

Считалки. Былички. Потешки

Щиты Ас Тай Ики лув тыйм верал. Ими хилылэнгки щи энмалтала имел имийн. Щалта уна йис, па щи янгхал, хулом хоптарка кирман. Щалта ин акел икийн ёлта щи нюхалла.

Ими Хилы рос у тети, когда вырос, стал ездить на трёх оленях. Олени его были хоптарки (яловые важенки). Едет он однажды по тундре, смотрит, за ним гонится менгк.





Хоты ханты ими унт отатн тутлиса (Как женщину уводили лесные божества)

Считалки. Былички. Потешки

Имилэнгки щи ус. Ванта, йис хантэт каращ имеет - икет усат. Щалта имилэнгки унт хуват янгхтал кутн унта щи туса. Унт лунгхан щи туса.

Жила одна женщина. Раньше люди высокие были, это сейчас они низкие. Пошла женщина в лес. А ее увели и привели в дом, где живут лесные божества.





Новое стадо

Заповеди

1. Если очень хочешь иметь оленя, за край подола Земли-Бабушки пойдешь.
2. Если на новом месте заводишь новое стадо или меняешь пастбище, то самые трудные - первые три года. Потом легче. Но никогда не бывает легко.
3. Если ступни твоих ног будут ступать туда, куда ступают копыта твоих оленей, ты имеешь шанс стать оленеводом.






Страницы: 1 2 След.



http://invest.yanao.ru http://www.pgu-yamal.ru/ https://www.gosuslugi.ru/pgu/ http://finnougoria.ru/ http://mvk.yanao.ru/ http://кдц.янао.рф/ https://nb.yanao.ru/ https://depcul.yanao.ru/ http://культура.рф/ http://odr.yanao.ru/